Публикации

Герои спорта: Александр Гусятников – живая легенда велосипедного спорта. жаль, об этом стали забывать…

Gusyatnikov 400XУ каждого вида спорта есть своя, если хотите, философская база. В велоспорте она мудра и актуальна как никогда – чтобы не отстать в чем-либо (в карьере, любви, в достатке… Словом, в жизни)… надо постоянно работать над собой. Иначе – подкручивать педали. И желательно знать, что там – за поворотом. – Александр Михайлович, время летит быстрее велопелетона. Извините, но только любители велоспорта со стажем знают, что вы в прошлом великий гонщик. Молодой читатель вас уже подзабыл. Поэтому без нескольких вопросов о вашем прошлом не обойтись. Итак, вы родились на Южном Урале, в Оренбурге. Во сколько лет сели на велосипед? И вообще, почему выбрали именно велоспорт, а не, скажем, очень популярный в то время на Урале хоккей? – Я жил не в самом Оренбурге, а на лесном кордоне – отец работал в лесничестве. Даже не помышлял быть спортсменом. Папа мечтал, чтобы я окончил лесотехническую академию, пошел по его стопам. В начальных классах учился в школе при лесничестве, в старших классах – в Оренбурге. Сидел за партой с парнем, который занимался велоспортом. Я бегал кроссы за школу. Дружил с лыжами. И у конькобежцев был ко мне интерес… У меня был мотовелосипед – папа подарил мне его в 11 лет. Хотя и обычный велосипед тоже был, правда, у старшей сестры. Я лет в пять-шесть его освоил. Так вот. О велоспорте и о соседе по парте Игорешке Лапшине. Пришел, помню, на первую тренировку. Было это осенью 1966 года. Пробежали кросс пять километров. Я пришел вторым. Стал посещать занятия. В своей возрастной категории всех обыгрывал в беге. Был уверен, что меня возьмут на сборы, но меня не взяли. Расстроился и перестал посещать секцию. Зиму не ходил. Игорек приехал со сборов в Душанбе. Стал уговаривать вернуться. Я отнекивался. Одноклассник настаивал. Я сдался. Поначалу велосипед мне не давали, но в итоге собрали из хлама. Помню, это была пятница, 11 апреля 1967 года. На следующий день – первая в моей жизни гонка. Прокатился в кедах, без специальных туфлей и сразу стал третьим. Все удивились. Тренер снял с себя велотуфли на два размера больше: «Подойдут, Саня?». – «Подойдут». На открытии сезона в Оренбурге снова стал третьим. А еще через два месяца на чемпионате Оренбурга, еще юношей, обыграл всех мужчин. В ноябре выполнил норматив мастера спорта в Грозном, будучи младшим юниором. – Гонок в вашей жизни было, что спиц в велосипедах, которые вы сменили. А ваша самая памятная гонка? – Самая памятная та, которую проигрываешь…

– Неожиданный ответ. Был уверен, что, наоборот, запоминается полный триумф, а не конфуз… Понимаю, вспоминать не очень приятно, и все же…

– Чемпионат мира 1971 года, когда я как минимум должен был стоять на пьедестале. Но мне мало было «серебра», стал бороться за «золото». Меня подвел велосипед, или, как мы говорим, – инвентарь. Это сейчас все запрограммировано – только щелкай переключателем скоростей. А тогда надо было ловить момент. Трещотка у велосипеда была новой, заусеницы на цепи еще не сточились… До финиша оставалось метров 350. Француз атакует. Я решил переключить скорость – цепь пошла по верху, попала между шестеренками, я падаю в седло… За 10 метров до француза меня накрыла группа в 5–6 человек. Протиснулась между мной и французом. Обидно! Я организовал погоню, а меня сделали...

Вообще, памятны все чемпионаты мира. Это был праздник для народа. Все ждали радио- и телерепортажей с велогонки. В День Победы, 9 Мая, на финише в Берлине ни в коем случае не должен был победить немец. Звонили из ЦК, звонили из посольств СССР – накручивали тренеров и гонщиков. Мы выстраивали тактику так, чтобы победить или, на худой конец, чтобы не победил немецкий гонщик.

– Шоссейные гонки проходят, как правило, по дорогам нескольких стран. Вопрос может показаться наивным, но успевает ли гонщик заметить красоты того или иного городка Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Бельгии?.. Где гоняться приятнее всего?

– Лично мне всегда было приятно гоняться по дорогам Италии. Это всегда было нечто! Французы тоже любители велоспорта, но себя они любят все-таки больше, чем других. Немцы, пожалуй, тоже. В Бельгии не те дороги... А в Италии хорошие дороги, отличная организация гонок, вкусная пища… Все красиво обставлено. А паста! Паста – основная еда для велосипедиста, не надо никакого мяса. К слову, вкуснейшие макароны делают из знаменитой оренбургской пшеницы.

– Александр Михайлович, почему именно в велоспорте так много допинг-скандалов?

– Допинг-скандалов в велоспорте не больше, чем, скажем, в тяжелой атлетике или гребле. Просто о скандалах в велоспорте много шумят, а другие замалчивают. Такое количество допинг-проб, как у нас, не бывает ни на одних других соревнованиях. На велогонке в Сочи, например, гонщики сдают несколько десятков проб. Неприкрытая травля велоспорта! Почему? Причина очевидна – велоспорт оттягивает деньги, спонсоров от других видов спорта, от того же футбола, например. Поэтому вокруг велоспорта создали ореол грязного вида спорта, чтобы спонсоры вернулись в футбол, в баскетбол, в хоккей… Американский футбол, например, весь грязный! А баскетбол?! Разве его так «под микроскопом» разглядывают?! А если футбол копнуть хорошенько?! Сейчас, правда, страху и там навели…

– Про «подлянки» на шоссе во время гонок ходят легенды. Вам, Александр Михайлович, наверняка приходилось сталкиваться с неспортивным поведением соперников. Раскройте несколько профессиональных секретов борьбы с «мелкими пакостями».

– Где грань между «военной хитростью» и «мелкой подлостью»? Есть тактическая борьба. Есть ловушки. Ловушки есть в любом виде спорта, даже в шахматах. Поди, пойми, специально тебя подрезали на шоссе, или тебя вынесло после виража?

Вспоминаю один из финишей Велогонки мира в Берлине на Александр платц. Выстраиваем тактику. На трибуне первый секретарь компартии ГДР Хонеккер. Даю команду атаковать перед виражом. Первых двоих должно вынести, им придется нажать на тормоза. Ближайший к финишу немец был один. Он посчитал, что его накрыли. После этого награждение проводил министр спорта ГДР, а не Хонеккер, как ожидалось. Вопрос: зачем немец и остальная группа полезли в ловушку? А вообще, на финише локоть первого никогда не пропустит вперед руль второго. И ничего с этим не сделать!

– Ваш идеал гонщика?

– Он должен ездить быстрее всех. Это главное. Должен уметь общаться с журналистами и болельщиками – это неотъемлемая часть профессии гонщика. Возраст гонщика я бы не ограничивал. До 40 лет модно гоняться. Зрелый возраст гонщика-шоссейника – 25–35 лет. Из личных качеств главное – все должно быть подчинено результату. Без этого нет большого спортсмена. Надо уметь себя ограничивать во всем по-житейски понятном: ни ночных клубов, ни прогулок при луне, ни вздохов на скамейке… Даже любимая женщина должна оставаться на втором плане. Не круглый год, конечно, а во время подготовки к гонке и во время нее…

– Назовите фамилии самых талантливых, на ваш взгляд, гонщиков.

– В спринтерских дисциплинах – француз Марилон. Очень талантлив наш Михаил Игнатьев, в 19 лет он стал олимпийским чемпионом. Галине Ермолаевой не было равных в спринте, она шестикратная чемпионка мира. Оля Слюсарева в свои 39 лет была несокрушима. Она тоже шестикратная чемпионка мира. В гонках Тур де Франс непревзойденным считался американец Армстронг. Талантлив наш Дмитрий Конышев.

– Конышев уехал из России…

– Он не менял гражданства. Женат на итальянке. Берзин живет в Мадриде, Тонков за границей… Им там нравится. Это их право, их выбор. Вообще, хороший гонщик должен жить достойно. У нас же, если известный в прошлом спортсмен не зацепился в бизнесе, он будет жить очень скромно.

– Сколько стоит велосипед, на котором едет гонщик сборной России?

– У нас нет контрактов с той или иной фирмой. Каждый едет на том, на чем считает нужным. Диапазон цен – от 8 до 10 тысяч евро за машину. Разумеется, у каждого гонщика не один и не два велосипеда…

– Многие молодые талантливые гонщики выступают за итальянские, испанские, французские… клубы. Хорошо это или плохо?

– Конечно, хорошего мало, но что делать – каждый ищет стабильности: в заработках, соревновательной практике, условиях тренировок... Опять же инвентарь не последнее дело. Надо за год наездить 30–40 000 километров, из них 15–17 000 соревновательных. В России таких условий нет или почти нет. Вот мы и создали континентальную команду «Катюша», в которую добровольно может войти любой талантливый гонщик, перспективная молодежь. За «Катюшу» уже выступают сильные трековые гонщики: Алеша Марков, Иван Ковалев, Александр Петровский… Трековые гонщики не нужны иностранным командам. Их нам никто готовить не будет.

– Александр Михайлович, у вас двое сыновей. Предположу, что и они неплохие велосипедисты…

– Не угадали! Старший сын Михаил занимался единоборствами, а младший – Константин – хоккеем. Вот где, я вам скажу, грязь! Костя занимался хоккеем, пока не получил серьезную травму. Подлости там хватает: тычут клюшкой исподтишка и в горло, и в подмышку, и в глаза… В велоспорте все корректно.

Источник: www.tribuna.ru

Поместить ссылку в:

Архив номеров журнала Provelo

Календарь дней рождения спортсменов и специалистов велосипедного спорта России

21.04 Пруглов Р., 1962.
22.04 Сатыбалдаев М., 1962.
23.04 Злотников Т.И., 1937.
24.04 Соколов В., 1954., Захаров Ю., 1954., Султанов 1968., Терещенков С., 1938.
25.04 Леонов В., 1937., Шантырь А., 1974., Кунгуров Б., 1945.
27.04 Суун Р., 1960
28.04 Туранов Н., 1920., Богачев В., 1929., Слюсарева О., 1969., Колюшев М., 1943.
© 2009-2014 «Provelo» Использование материалов сайта возможно при наличии гиперссылки на www.provelomag.ru